Фантастика – направление художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации («условностей»). Основным признаком фантастики является наличие в произведении фантастического допущения.
Фэ́нтези (от англ. fantasy — «фантазия») — вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов либо на изменении исторического контекста. В современном виде сформировался в начале XX века.
Основным отличием фантастики от фэнтези стал тип фантастического допущения.
Для фантастики характерно допущение, объясняемое научным или псевдонаучным способом, для фэнтези – с точки зрения мистики или исторической легенды.
В связи с тем, что жанры во многом близки, их объединяют такие поджанры как:
Авантюрный роман – роман, где главный герой авантюрист – путешественник, искатель приключений, часто преступник, но при этом остающийся положительным персонажем. (Стальная Крыса» Гари Гаррисона , «Страж» Алексея Пехова).
Темный роман – роман, где все главные герои являются относительно или строго отрицательными; часто имеет сходства с готической литературой или литературой ужасов ( «Черный Отряд» Глена Кука (история об отряде наемников, ведущих аморальный образ жизни и взявшихся за воскрешение темного властелина)).
Эпик – роман, описывающий масштабные события, которые затрагивает весь описываемый мир или большую его часть; достаточно часто присутствует деление на четкие стороны зла и добра ( «Властелин колец» Дж. Р. Р Толкиена).
Героика – жанр, в котором идет повествование о приключениях и подвигах героя (межавторский цикл о Конане).
Детектив – жанр, в котором главный герой ведет работу по расследованию неких событий ( «Стальные пещеры» Айзека Азимова, цикл о «Гаррете» Глена Кука )
Утопия – жанр, показывающий идеальное общество («Утопия» Томаса Мора)
Антиутопия – жанр, где описывается общество, находящееся на краю своего краха, обычно тоталитарное («О дивный новый мир» Олдоса Хаксли )
Ужасы – жанр, в котором главная цель автора напугать читателя; подразделяется на два приема: хоррор и саспенс.
Хоррор- прием, при помощи которого возникает ощущение отвращения или используется эффект неожиданности (романы Клайва Ба́ркера)
Саспе́нс – прием, направленный на нагнетание атмосферы страха тревоги и неопределенности (романы Стивена Кинга, игры серии SILENT HILL)
Также существуют юмористические, романтические, приключенческие и философские фантастические жанры.
Если говорить о различиях фантастики и фэнтези, следует отметить такие жанры как:
Нау́чная фанта́стика (НФ) — жанр в литературе, кино и других видах искусства, основывающаяся на фантастических допущениях в области науки и техники, в том числе как естественных, так и гуманитарных наук. Она делится на твердую и мягкую. Твердая основана на рассмотрении самого явления, например, процесс изобретения или испытания фантастического механизма («Машина Времени» Герберта Уэллса). А мягкая рассматривает духовные и религиозные изменения, которые произошли из-за этого допущения («Гиперион» Дэна Симмонса).
Космоопера – стилистический жанр фантастики, в котором действие происходит в глубоком космосе, при этом жанровое наполнение может быть разным от простого приключения («Звездные войны») до политического триллера и военной драмы (цикл о «Виктории» Дэвида Вебера).
Киберпанк, биопанк и т.п. – жанр, в котором автор предполагает, что человечество идет по опасному пути прогресса, указанного направлением наук; часто имеет сходства с антиутопией («Анклавы» Вадима Панова).
Хроноопера – стилистический жанр, связанный с путешествием во времени («Патруль времени» Пола А́ндерсона).
Апакалиптика и Постапакалиптика – действие происходит во время или после глобальных катастроф (игры серии «Fallout»).
Для фэнтези более характерны следующие жанры:
Стимпанк – жанр, описывающий события Викторианской эпохи, при этом в нем говорится о более высоком развитии технологий паровых машин («Пересмешник» Алексея Пехова).
Городское фэнтези – стилистический жанр, описывающий события, которые происходят в городе, где параллельно с людьми тайно сосуществуют фэнтезийные существа; сюжет может быть любым: от эпика (Пехов, Бычкова, Турчанинова, цикл о Киндрет) до детектива (цикл о «Дрездене» Батчера, «Ночной Дозор» Лукьяненко) или политического триллера («Тайный город» Панова).
По материалам «Википедии» и журнала «Мир Фантастики».